Бизнес план ТК 358

Введение

Разработка бизнес-плана осуществлена в соответствии с Приказом Госстандарта России № 326 от 8 октября 2001 г. При разработке были использованы материалы бизнес-плана технического комитета ИСО/ТК 43 "Акустика" и предложения организаций-членов ТК 358.

1. Назначение и сфера деятельности

В области государственной стандартизации ТК организует и осуществляет стандартизацию в области акустики, включающую методы измерения акустических явлений, их зарождение, излучение, передачу (распространение) и прием, и все аспекты, касающиеся человека и окружающей его среды, в том числе:

  • стандартизацию в области шума во всех аспектах, включающую методы измерения шума, исследований процессов возбуждения в различных источниках шума, распространения шума в окружающей среде и воздействия шума на человека;
  • стандартизацию в области строительной акустики, включающую архитектурную акустику, акустические свойства строительных материалов и конструкций из них и распространение звука по сооружениям.

ТК осуществляет разработку программ и ежегодных проектов планов стандартизации по своей тематике.

В области международной стандартизации ТК является постоянно действующим национальным рабочим органом в ИСО/ТК 43 «Акустика». ТК готовит предложения по позиции России при обсуждении и голосовании по проектам стандартов ИСО/ТК 43 и стандартов по шуму других международных ТК (по согласованию с соответствующими национальными ТК), участвует в разработке международных стандартов, формирует делегации России для участия в заседаниях ИСО/ТК 43.

ТК взаимодействует с органами роспотребнадзора, технического надзора и региональными центрами Ростехрегулирования по проверке выполнения требований стандартов по шуму; с предприятиями, с испытательными центрами, органами по сертификации в части оказания методической помощи по правильному применению стандартов, ведет пропаганду и консультационную деятельность по вопросам, относящимся к своей компетенции.

2. Стратегические задачи ТК 358

Во всех областях жизнедеятельности человек соприкасается со звуковыми, инфра- и ультразвуковыми колебаниями. Имеется положительный аспект звуковых колебаний, например, в области связи, культуры, технологии, медицине и навигации. Однако имеется и негативное воздействие звука, связанное с движением транспорта, промышленным производством, спортом, где звук может превратиться в шум. Шум раздражает и досаждает человеку. Длительное воздействие интенсивного шума может привести к физиологическим и психологическим расстройствам и потере слуха.

Стандартизация в области акустики в основном имеет дело с негативными аспектами звука и инфразвука. Ее основными объектами являются – методы измерения шума с целью получения информации для разработки средств и мер по снижению шума и методы измерения воздействия на слух для использования с целью диагностики и терапевтического лечения слуха.

Однако стандартизация в области акустики также касается и положительных аспектов звука, инфра- и ультразвука, где требуется создание методов измерения свойств материалов, которые оказывают влияние на звуковые поля в помещениях, методов определения акустического качества помещений, средств борьбы с шумом, нормирование характеристик приборов для контроля качества продукции и медицинской диагностики органов человека и т.д.

Основными областями действия акустических стандартов, включая шум, являются:
а) промышленность;
б) транспорт;
в) исследования;
г) измерительные методы и разработка ограничений (требований);
д) здоровье и техника безопасности;
е) аудиология;
ж) оценка акустического качества связи;
з) отношения поставщика и потребителя;
и) испытательные лаборатории и центры.

При стандартизации в этих областях следует соответственно:
а) установить связь между методами испытаний характеристик изделий, а также средств и материалов, используемых для уменьшения шума в промышленности, с предъявляемыми требованиями и ожиданиями потребителя с целью использования полученных результатов при проектировании нового изделия и заявлении шумовых характеристик. Важно обеспечить соответствие характеристик шумоизмерительной аппаратуры требованиям к методам испытаний на шум;
б) создать предпосылки для уменьшения шума и обеспечения защиты от шума как снаружи, так и внутри транспортных средств, на рабочем месте и в местах нахождения людей с целью улучшения качества жизни. Стандартизация в акустике может обеспечить все аспекты измерения и дать рекомендации по уменьшению шума;
в)  разработать общие требования, позволяющие создавать методы измерения шума конкретных машин, проводить исследования в области шума. В большинстве случаев использование стандартов обеспечивает наиболее удобный путь сотрудничества и увязывания результатов исследовательских работ с практическими интересами заинтересованных сторон;
г) совместным изучением основополагающих методов измерения и ограничений, накладываемых машинами конкретного вида на применимость методов, создать основу для разработки стандартов по методам испытаний машин конкретного вида на шум и использовать их для оценки качества проектирования малошумных машин;
д)  создать организационные и технические предпосылки для предотвращения потери слуха, что является в настоящее время наиболее распространенной профессиональной болезнью. Снижение шума на рабочем месте, защита слуха и программа по сохранению слуха являются основной деятельностью по защите от этой болезни и уменьшению компенсационных выплат;
е)  разработать методы определения нормального слуха и определения основных функций слуха, а также метод определения воздействия шума на человека и разработать программы по сохранению слуха;
ж)  создать стандарты, например, в области телекоммуникации, радио, телевидения и студий звукозаписи, передачи акустических предупреждающих сигналов;
з)  создать стандартизованные методы испытания на шум и установить требования, обеспечивающие удобный способ регулирования отношений между поставщиками и потребителями;
и) обеспечить стандартизованными методами измерения шума, звукоизоляции, звукопоглощения и свойств акустических материалов при известных погрешностях испытательные лаборатории и центры.

3. Учет технической политики Ростехрегулировния при формировании приоритетов работы ТК

Политика Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (далее Ростехрегулирование) в области стандартизации зависит от приоритетных направлений политики Правительства и может претерпевать изменения в течение определенного периода времени. Однако ряд тенденций сохраняются уже длительный срок, и можно ожидать продолжения их действия и впредь. Такими тенденциями являются стремление к гармонизации отечественных стандартов с международными и региональными (европейскими) и расширение деятельности по обеспечению прав потребителей продукции, в первую очередь, основываясь на принципах безопасности. Эти тенденции органично вытекают из поставленных Правительством России задач более полной интеграции с мировым и европейским сообществом.

Мировые тенденции в области стандартизации сводятся к постепенному вытеснению из употребления национальных стандартов и замене их международными. Что касается европейской стандартизации, то европейские стандарты в основном разрабатываются совместно с ИСО. Поскольку европейские стандарты обязательны к применению в странах ЕС, перспектива вступления России в европейское сообщество диктует необходимость разработки стандартов в области шумобезопасности, согласованных с соответствующими европейскими стандартами и Директивами ЕС.

В соответствии с этими принципами ТК строит свою работу. При этом наибольшее и первоочередное внимание уделяется разработке стандартов по обеспечению шумобезопасности машин и устранению барьеров в международной торговле.

В основе стандартизации должно быть не установление норм шума, а стандартизация методов измерения, чтобы результаты измерения шума являлись бы сопоставимыми.

ТК 358 является ответственным за методы измерения и оценки шума, излучаемого различными источниками, а также методов определения и оценки воздействия шума на человека. С другими техническими комитетами и организациями, имеющими дело с проблемами безопасности труда, измерительной акустики и т.д. ТК устанавливает непосредственный контакт, чтобы разрабатываемые стандарты были согласованными и взаимоприемлемыми.

ТК 358 руководствуется результатами международной и региональной стандартизации в акустике в рамках ИСО/ТК 43 "Акустика" и СЕН/ТК 311 "Акустика"

4. Взаимодействие с другими отечественными техническими комитетами по стандартизации

Основными техническими комитетами, с которыми взаимодействует ТК 358, являются:

  • ТК 56 "Дорожный транспорт"
  • ТК 183 "Вибрация и удар"
  • ТК 251"Безопасность труда"
  • ТК 262 "Инструмент механизированный и ручной"

5. Программы работ по стандартизации в области акустики

5.1. Национальная и межгосударственная стандартизация

ТК 358 работает по планам национальной и межгосударственной стандартизации.

5.2. Международная стандартизация

Участие ТК 358 в международной стандартизации по линии ИСО/ТК 43 "Акустика", а также других ТК, которые разрабатывают стандарты по испытаниям машин на шум, позволяет: оперативно знакомиться с международным опытом; влиять на международные стандарты с целью отражения в них отечественного опыта; планировать работы в национальной стандартизации, чтобы обеспечивать скорейшее введение новейших стандартов ИСО и актуализировать действующие отечественные стандарты.

6. Финансирование работ по стандартизации

Разработка всех основополагающих стандартов осуществляется за счет средств Госбюджета или Внебюджетного фонда Ростехрегулирования.

Другие стандарты разрабатываются за счет средств заинтересованных организаций. Число таких стандартов будет возрастать по мере роста экономики страны и углубления взаимоотношений отечественных производителей с иностранными партнерами.

7. Представительство и участие в деятельности ТК 358, структура ТК

В момент образования членами ТК официально зарегистрированы 42 организации, в том числе один иностранный член (из Республики Беларусь). Состав членов ТК может расширяться по мере необходимости и желанием организаций, проявляющих интерес и активность к стандартизации в акустике, вступить члены ТК. Прием новых членов производится по решению секретариата ТК в соответствии с процедурой, предусмотренной Положением о ТК. Практическую работу от имени членов ТК выполняют полномочные представители организаций – эксперты ТК. Из экспертов могут образовываться временные рабочие группы для разработки конкретного стандарта. В других случаях разработку стандарта могут производить отдельные организации как члены или не члены ТК.

Структурно ТК состоит из двух подкомитетов: "Шум" и "Строительная акустика". Работа комитета организуется секретариатом ТК, образованным из сотрудников НИЦ КД. НИЦ КД выполняет роль НИИ Ростехрегулирования, ответственного за стандартизацию в области шума.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.