Бизнес план ТК 457

  Бизнес-план ТК 457 "Качество воздуха"

Введение
Разработка бизнес-плана осуществлена в соответствии с Приказом Госстандарта России № 326 от 8 октября 2001 г. При разработке были использованы материалы бизнес-плана технического комитета ИСО/ТК 146 "Качество воздуха" и ГОСТ Р 1.1 – .

1. Место ТК 457 в государственной, межгосударственной и международной стандартизации, основные задачи и область деятельности

1.1. Задачи и область деятельности

1.1.1. Задачи

В соответствии с Приказом Госстандарта России № 1179 от 25 ноября 2003 г. о создании технического комитета по стандартизации "Качество воздуха", данный технический комитет несет полную ответственность за формирования политики и проведение стандартизации в области качества воздуха в России. ТК 457 занимается стандартизацией методов и методик оценки качества воздуха (атмосферного, рабочей зоны, закрытых помещений, выбросов), в частности методов измерений конкретных загрязняющих веществ (частиц, газов, микроорганизмов) и метеорологических показателей, планирования проведения измерений, обеспечения и контроля качества измерений, а также оценки результатов измерений включая установление неопределенности измерений. В сферу деятельности ТК 457 не входят установление предельных значений содержания отдельных загрязняющих веществ в воздухе, оценка качества воздуха внутри чистых помещений, а также измерение радиоактивных веществ в воздухе.

Основными задачами проведения политики стандартизации в области качества воздуха для ТК 457 являются:
– создание единой терминологии в области качества воздуха;
– определение веществ, содержащихся в окружающем воздухе, как являющихся результатом производственной деятельности, так и образующихся естественным образом. Создание доказательной базы при разработке законодательных актов для определения соответствия предельным либо контрольным значениям загрязняющих веществ, содержащихся в окружающем воздухе, государственными или частными организациями,
– создание единых требований при планировании измерений качества воздуха, определении критериев эффективности методов измерений;
– определение загрязнений воздуха замкнутых помещений.
– создание доказательной базы при разработке законодательных актов в области выбросов стационарных источников, при оценке работоспособности оборудования, снижающего уровни воздействия вредных веществ;
– создание доказательной базы при разработке законодательных актов в области здравоохранения, при проверке воздуха рабочей зоны специалистами по гигиене труда на соответствие требованиям и оценке возможных воздействий вредных веществ на здоровье человека, при производстве оборудования для отбора проб, а также при проведении различного рода исследований в области гигиены труда;
-исследование состава и способа попадания загрязняющих веществ в окружающий воздух;

Данные задачи, а также текущая и долгосрочная политика Госстандарта России в области стандартизации определяют программу работ технического комитета ТК 457.

1.1.2. Политика Госстандарта России и формирование приоритетов

Политика Госстандарта России в области стандартизации зависит от приоритетных направлений политики Правительства и может в претерпевать изменения в течение определенного периода времени. Однако ряд тенденций сохраняются уже длительный срок, и можно ожидать продолжения их действия и впредь. Такими тенденциями являются стремление к гармонизации отечественных стандартов с международными и региональными (европейскими) и расширение деятельности по обеспечению охраны окружающей среды, безопасности людей. Эти тенденции органично вытекают из поставленных Правительством России задач более полной интеграции с мировым и европейским сообществом.

1.1.3. Взаимодействие с другими отечественными техническими комитетами по стандартизации

Основными техническими комитетами, с которыми взаимодействует ТК 183, являются:

ТК 121 «Древесные плиты»,
ТК 125 «Статистические методы в управлении качеством продукции»,
ТК 135 «Мебель»,
ТК 184 «Обеспечение промышленной чистоты».
ТК 325 «Аналитический контроль»

1.1.4. Международные комитеты по стандартизации

Прямым аналогом ТК 457 на международном уровне является технический комитет ИСО/ТК 146 "Качество воздуха". Закрепление за ТК 457 взаимодействия с этим международным комитетом определено Приказом Госстандарта России.
Основными техническими комитетами ИСО, с которыми также взаимодействует ТК 457, являются:

ИСО/ТК 22 «Транспортные средства»,
ИСО/ТК 69 «Применение статистических методов»,
ИСО/ТК 112 «Вакуумные технологии»,
ИСО/ТК 147 «Качество воды»,
ИСО/ТК 158 «Газовый анализ»,
ИСО/ТК 190 «Качество почвы»,
ИСО/ТК 207 «Управление окружающей средой»,
ИСО/ТК 209 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды»,
ИСО/ТК 223 «Общественная безопасность».

1.2. Государственная межгосударственная и международная стандартизация

ТК 457 организует и ведет работу по национальной и международной стандартизации в области обеспечения качества воздуха, включая вопросы:

  1. терминологии;
  2. контроля и анализа качества окружающего воздуха, воздуха рабочей зоны, воздуха замкнутых помещений, в том числе жилых помещений, мастерских, офисных и общественных зданий, кабин транспортных средств, различного рода газами, частицами, запахами, микроорганизмами, а также выделениями от строительных материалов и предметов обстановки;
  3. оповещения о качественном состоянии окружающего воздуха;
  4. контроля и анализа выбросов стационарных источников;
  5. планирования измерений качества воздуха, определения критериев эффективности методов измерения, статистической обработки результатов анализа воздуха, оценки эффективности методов измерений, определения форматов обработки и передачи данных по качеству воздуха, обеспечение качества измерений;
  6. измерения и анализа метеорологических параметров, включенных в состав программ по качеству воздуха.

В области национальной стандартизации ТК организует и осуществляет разработку, рассмотрение, согласование, подготовку к утверждению и регистрации принятых национальных стандартов и изменений к национальным стандартам; подготовку предложений по отмене национальных стандартов в рамках тематики по 1.1.

В области международной стандартизации ТК взаимодействует с техническим комитетом ИСО/ТК 146 "Качество воздуха" путем участия в деятельности рабочих групп этого комитета, голосования по проектам международных стандартов этого комитета, а также других технических комитетов ИСО и МЭК по проектам стандартов, посвященным вопросам качества воздуха, и формирования позиции российской делегации на заседаниях рабочих групп и пленарных заседаний ИСО/ТК 146 и его подкомитетов.

ТК взаимодействует с другими российскими и межгосударственными техническими комитетами по конкретным видам продукции и методам испытаний при разработке стандартов, относящихся к области деятельности этих комитетов, в которых рассматриваются вопросы качества воздуха, включая голосование по проектам международных стандартов.

Деятельность ТК 457 в области государственной (межгосударственной) стандартизации заключается в поддержании и развитии фонда государственных (межгосударственных) стандартов в области качества воздуха. Общее число стандартов этого фонда, 61, фонд международных стандартов 90. Часть фонда отечественных стандартов составляют документы, принятые до начала 90-х годов, когда концепция стандартизации принципиально отличалась от существующей. Поэтому некоторые действующие стандарты в области качества воздуха подлежат пересмотру.

В соответствии с одним из основных приоритетов Госстандарта России, разработка межгосударственных стандартов, в первую очередь, включает в себя введение в той или иной форме международных и европейских стандартов. Причем, по возможности, предпочтительным является введение в форме идентичного стандарта. В соответствии с другим приоритетом первоочередному введению подлежат стандарты, в которых рассматриваются вопросы определения особо опасных загрязняющих веществ присутствующих в воздухе и воздействующих на человека.

При разработке оригинальных стандартов учитывается общемировая тенденция к уменьшению доли собственно национальных стандартов в общем фонде стандартов. Поэтому поступающие предложения о разработке межгосударственного (государственного) стандарта всегда должны рассматриваться, во-первых, с позиций целесообразности с учетом действующих или разрабатываемых международных (региональных).

Сроки, отводимые в соответствии с ГСС на разработку межгосударственных (государственных) стандартов, весьма ограничены, поэтому включать в план межгосударственной (государственной) стандартизации желательно лишь темы, достаточно хорошо проработанные, прохождение которых не вызовет большие затруднения на разных этапах согласования. Это касается и введения международных стандартов. Чем более активным будет участие отечественных экспертов в разработке международного стандарта, тем меньше вопросов нужно будет снять при введении этого стандарта в России.

Особое внимание следует уделять программе ИСО по ежегодной проверке международных стандартов, опубликованных пять, десять, пятнадцать и т.д. лет назад на предмет их соответствия современному уровню развития технологии и потребностей рынка продукции и услуг. Данная проверка представляет собой еще одну возможность изменения международных стандартов в соответствии с потребностями отечественного потребителя с учетом их возможного последующего введения в качестве межгосударственного (государственного) стандарта.

1.3. Финансирование работ по стандартизации

Разработка большинства проектов до настоящего времени финансировалась из Госбюджета или Внебюджетного фонда Госстандарта. У данного финансирования есть вполне определенные ограничения, которые не позволяют в полном объеме решить задачу приближения фонда отечественных стандартов к международному. Поэтому естественной представляется политика финансировать из этих средств те разработки, которые, во-первых, отвечают приоритетным направлениям работ Госстандарта и, во-вторых, с малой вероятностью будут финансироваться какой-либо сторонней организацией.
В настоящее время указанным критериям отвечает стандартизация в области качества воздуха (воздействия на человека загрязняющих веществ находящихся в воздухе). Поскольку данные стандарты выполняют в большей степени не рыночную, а общественную функцию, их финансирование из средств Госбюджета представляется вполне оправданным.
Работы членов ТК по составлению отзывов на проекты национальных, межгосударственных и международных стандартов проводятся на добровольной основе и не оплачиваются.
С подъемом экономики страны можно ожидать проявления активности в финансировании работ по стандартизации от заинтересованных предприятий, организаций, например связанных с разработкой, изготовлением и продажей приборов для определения качества воздуха.

2. Практические результаты деятельности

2.1. Структура ТК 457, действующие и разрабатываемые государственные и межгосударственные стандарты в области качества воздуха

2.1.1. Структура ТК 457

В структуре ТК 457, при выявлении такой необходимости, могут быть созданы подкомитеты для проведения определенной части работ по отдельным направлениям в области стандартизации качества воздуха.

Решение об организации подкомитета принимается на заседании ТК 457. Там же принимается решение о пределах ответственности председателя подкомитета, а также целесообразности создания собственного секретариата подкомитета.

Для выполнения конкретных заданий по Плану национальной стандартизации в рамках ТК 457 могут быть образованы рабочие группы, включающие представителей организаций (в том числе и тех, что не являются членами ТК 457), заинтересованных в разработке конкретных стандартов.

Решение о создании рабочей группы может быть принято на заседании ТК 457 или руководителем темы Плана национальной стандартизации в рабочем порядке для организации разработки конкретного стандарта (группы стандартов).

Ответственность за ведение секретариата ТК 457 несет АНО "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО «НИЦ КД»), г. Нижний Новгород.

Председатель ТК 457 - член-корреспондент АН РАН, профессор В.Г.Шолкин, АНО «НИЦ КД», г. Нижний Новгород.

Ответственный секретарь ТК 457- начальник сектора АНО «НИЦ КД» К.С. Кочеткова

Национальный

(межгосударственный)

стандарт

Международный

(региональный)

стандарт

Степень

соот-ветствия

Дата проверки

Примечание

Обозначение

Наименование

Обозначение

Наименование

послед

план

ГОСТ Р ИСО 10155 – 2006 Выбросы стационарных источников. Автоматический мониторинг мас-совой концентрации твердых частиц. Характеристики измерительных систем, методы испытаний и технические требования ИСО 10155: 1995; ИСО 10155: 1995 Сor 1 -2002 Выбросы стационарных источников. Автоматический мониторинг мас-совой концентрации твердых частиц. Характеристики измерительных систем, методы испытаний и технические требования IDT - 2011 ИСО Подтвержден 2005-10-27
ГОСТ Р ИСО 10396 – 2006 Выбросы стационарных источников. Отбор проб при автоматическом определении содержания газов ИСО 10396: 1993 Выбросы стационарных источников. Отбор проб при автоматическом определении содержания газов IDT - Пересмотр в 2010-2011гг Пересмотр в связи с выходом  новой версии ИСО
ГОСТ Р ИСО 10849 – 2006 Выбросы стационарных источников. Определение массовой концентрации оксидов азота. Характеристики автоматических измерительных систем в условиях применения ИСО 10849: 1996 Выбросы стационарных источников. Определение массовой концентрации оксидов азота. Характеристики автома-тических измерительных систем в условиях применения IDT 2011 ИСО Подтвержден 2005-10-27
ГОСТ Р ИСО 11222 – 2006 Качество воздуха. Оценка неопределенности измерений характеристик качества воздуха, полученных усреднением по времени ИСО 11222: 2002 Качество воздуха. Оценка неопре-деленности измерений характеристик качества воздуха, полученных усреднением по времени IDT 2014 ИСО Подтвержден 2008-06-24
ГОСТ Р ИСО 14956 – 2007 Качество воздуха. Оценка применимости методики выполнения измерений на основе степени ее соответствия требованиям к неопре-деленности измерения ИСО 14956: 2002 Качество воздуха. Оценка применимости методики выполнения измерений на основе степени ее соответствия требованиям к неопре-деленности измерения IDT        2014 ИСО Подтвержден 2008-06-24
ГОСТ Р ИСО 15767 – 2007 Воздух рабочей зоны. Точность взвешивания аэрозольных проб ИСО 15767: 2003 Воздух рабочей зоны. Точность взвешивания аэрозольных проб IDT 2011
ГОСТ Р ИСО 6879 – 2005 Качество воздуха. Характеристики и соответствующие им понятия, от-носящиеся к методам измерений качества воздуха ИСО 6879: 1995 Качество воздуха. Характеристики и соответствующие им понятия, от-носящиеся к методам измерений качества воздуха IDT 2011
ГОСТ Р ИСО 7168-1 – 2005 Качество воздуха. Представление данных. Часть 1. Развернутый формат представления данных ИСО 7168-1: 1999 Качество воздуха. Представление данных. Часть 1. Развернутый формат представления данных IDT 2011 ИСО Подтвержден 2004-07-22
ГОСТ Р ИСО 7168-2 – 2005 Качество воздуха. Представление данных. Часть 2. Сокращенный формат представления данных ИСО 7168-2: 1999 Качество воздуха. Представление данных. Часть 2. Сокращенный формат представления данных IDT 2011 ИСО Подтвержден 2004-07-22
ГОСТ Р ИСО 7708 – 2006 Качество воздуха. Определение гранулометрического состава частиц при санитарно-гигиеническом контроле ИСО 7708: 1995 Качество воздуха. Определение гранулометрического состава частиц при санитарно-гигиеническом конт-роле IDT 2014 ИСО Подтвержден 2008-12-05
ГОСТ Р ИСО 8756 – 2006 Качество воздуха. Обработка данных по температуре, давлению и влажности ИСО 8756: 1994 Качество воздуха. Обработка данных по температуре, давлению и влажности IDT 2011 ИСО Подтвержден 2004-07-22
ГОСТ Р ИСО 9096 – 2006 Выбросы стационарных источников. Определение массовой концентрации твердых частиц ручным гравиметрическим методом IDT
IDT
IDT
IDT
IDT
IDT
IDT
IDT

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.